Странник

Странник

ПРАВОСЛАВНЫЙ ФОРУМ
 
ФорумПорталРегистрацияВход
Последние темы
» День машиностроителя
автор Админ. Сегодня в 5:55 am

» Почему наша экономика после выборов президента будет ультралиберальной
автор Админ. Вчера в 5:05 pm

» Интервью - Сумрак
автор Админ. Вчера в 4:26 pm

» Как мы знаем историю. Опрос
автор Админ. Вчера в 1:01 pm

» Село Соловецкое
автор Админ. Вчера в 6:23 am

» Интервью - Игла
автор Админ. Пт Сен 22, 2017 9:05 pm

» Интервью - Вихров
автор Админ. Пт Сен 22, 2017 7:27 pm

» КРЫМНАШ
автор Админ. Пт Сен 22, 2017 7:16 pm

» 21 сентября Всемирный день русского единения
автор Ksertoo Пт Сен 22, 2017 6:37 pm

» Справка_2017
автор Админ. Пт Сен 22, 2017 2:29 pm

Православный календарь



Поделиться | 
 

 Страх перед новым и мечта о стабильности.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Гость
Гость



СообщениеТема: Страх перед новым и мечта о стабильности.   Чт Июл 07, 2016 10:57 pm

Почему одни страны богатые а другие бедные? Происхождение власти, богатства и нищеты.

http://mi3ch.livejournal.com/3421542.html



Боязнь перемен стала одной из причин крушения Австро-Венгерской, Турецкой и Российской империй.

Император Франц I всячески противился развитию промышленности. Индустриальное развитие означало рост числа фабрик, а это, в свою очередь, вело бы к притоку бедняков в города, в особенности в столицу империи Вену. В дальнейшем жители бедных рабочих кварталов могли бы стать опорой противников абсолютизма. В 1802 году специальный указ запретил учреждение новых фабрик в Вене. Вместо того чтобы стимулировать ввоз и освоение нового фабричного оборудования — а это основа индустриализации! — император запрещал его импорт вплоть до 1811 года.

Франц был категорически против строительства железных дорог, одного из величайших изобретений промышленной революции. Когда на стол императора лег проект постройки Северной железной дороги, он ответил: «Нет-нет, я не буду этого делать, ведь по этой дороге в страну может приехать революция!»

Главным приоритетом императора было сохранение стабильности экстрактивных институтов, лежавших в основе его власти, и привилегий традиционных элит, поддерживающих эту власть. Он препятствовал развитию промышленности и экономическому прогрессу в целом, искусственно законсервировав техническую отсталость, которая проявлялась в самых разных областях жизни. К примеру, даже в 1883 году, когда 90% железа в мире выплавлялось с использованием каменного угля, более половины этого металла на территориях Габсбургов производилось с помощью гораздо менее эффективного древесного угля. Равным образом и производство текстиля так и не было полностью механизировано, и вплоть до конца Первой мировой войны, когда Австро-Венгерская империя прекратила свое существование, ткани все еще изготавливались вручную.


Австро-Венгрия не была одинока в своем отторжении промышленного прогресса. К востоку от нее, в России, также действовала абсолютистская система политических институтов. Как и в Австро-Венгрии, экономические институты в России были крайне экстрактивными, основанными на крепостном праве, согласно которому более половины населения страны было прикреплено к земле. Крепостные должны были три дня в неделю работать бесплатно на земле своего барина. Они не имели свободы передвижения, были лишены возможности выбирать род занятий, и хозяин по собственной прихоти мог продать их другому барину.

В придворных кругах преобладал страх перед созидательным разрушением, которое могло быть порождено развитием промышленности и железных дорог. Став министром финансов, Егор Канкрин тут же остановил проект, согласно которому средства Государственного коммерческого банка разрешалось направлять на развитие промышленности. Вместо этого Канкрин реанимировал Государственный заемный банк, упраздненный во время наполеоновских войн. Когда-то этот банк был создан специально для льготного субсидирования крупных помещиков. Для получения кредита клиент в качестве обеспечения должен был заложить своих крепостных, так что подобный заем могли получить только помещики, имевшие в собственности крестьян. Для формирования капитала Государственного заемного банка Канкрин перевел туда счета из Коммерческого банка, убив таким образом двух зайцев — теперь на поддержку промышленности уже не оставалось средств.

Николай I страшился социальных перемен, которые повлекло бы за собой создание современной экономики. Как он говорил в своей речи в собрании производителей на Московской мануфактурной выставке, «необходимо и правительству, и фабрикантам обратить свое внимание на такой предмет, при отсутствии которого сами фабрики скорее будут злом, нежели благом. Это — попечение о рабочих, которые, ежегодно возрастая числом, требуют деятельного и отеческого надзора за их нравственностью, без чего эта масса постепенно будет портиться и обратится, наконец, в сословие столько же несчастное, сколько опасное для самих хозяев».

По указанию Николая Канкрин предпринял ряд шагов, призванных еще более замедлить рост промышленности, в частности запретил несколько промышленных выставок, которые ранее регулярно проводились для демонстрации новых технологий и облегчения обмена ими.

В 1849 году был принят новый закон, жестко ограничивший число фабрик, которые дозволялось открывать в каждом из районов Москвы. Закон в особенности воспрещал учреждение новых хлопковых и шерстяных прядильных мануфактур, а также железоделательных фабрик. Для создания новых производств в других областях — например, ткацких или красильных — требовалось специальное разрешение генерал-губернатора. В конце концов хлопкопрядильное производство было прямо запрещено.

Препоны ставились не только на пути развития промышленности, но и в деле развития железных дорог — точно так же, как и в Австро-Венгрии. Канкрин противился развитию промышленности, он не видел смысла и в расширении железнодорожного сообщения, которое, по его мнению, привело бы к нежелательной мобильности населения:
«Железные дороги — это не всегда следствие естественной необходимости, а чаще предмет искусственных нужд и роскоши. Они побуждают к ненужным перемещениям с места на место, весьма характерным для нашего времени».

Политику Канкрина продолжил граф Клейнмихель, главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. Эта должность предполагала принятие почти единоличных решений о постройке железнодорожных путей, и Клейнмихель использовал ее, чтобы отбить у инвесторов всяческое желание к подобным проектам. После 1849 года он даже использовал свою власть для того, чтобы подвергнуть цензуре дискуссию в прессе о развитии железнодорожного сообщения.

«Антижелезнодорожная» политика была пересмотрена только после поражения, нанесенного России Британией, Францией и Турцией в Крымской войне (1853–1856), когда возникло понимание того, что отсталое железнодорожное сообщение — это серьезная угроза безопасности России.


Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон
«Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты»
Вернуться к началу Перейти вниз
Админ.
Администратор
avatar

Сообщения : 9965
Дата регистрации : 2011-03-04
Возраст : 62
Откуда : Ярославль

СообщениеТема: Re: Страх перед новым и мечта о стабильности.   Пт Июл 08, 2016 7:35 am

Не все так однозначно, Сергей.
https://topwar.ru/97775-mif-ob-otstaloy-rossii-nikolaya-i.html

И в те времена...тоже про медведей!
Вернуться к началу Перейти вниз
http://strannic.forumgrad.com
Гость
Гость



СообщениеТема: Re: Страх перед новым и мечта о стабильности.   Пт Июл 08, 2016 9:52 pm

Админ. пишет:
Не все так однозначно, Сергей.
https://topwar.ru/97775-mif-ob-otstaloy-rossii-nikolaya-i.html

При нём русскими людьми торговали на рынках. Как неграми в Америке, привезёнными из Африки.
Мне одного этого достаточно, чтобы добром не поминать упыря, много сделавшего для того, чтобы
спихнуть в будущем Россию в пропасть.
http://www.rususa.com/forum/message.asp-msgid-502770

Некоторые в гробу видали крепостное "отечество", поэтому изгнав Наполеона ,дойдя до Парижа,
там  и остались.
В записках участника наполеоновских войн артиллерийского офицера А.М. Барановича «Русские солдаты во Франции в 1813-14 гг.» есть рассказ о русском солдате, пожелавшем остаться на житье во Франции:

Полковника Засядко денщик, довольно смышленый, вздумал из-под ведомства военного освободиться и жить по-французски, пользоваться свободою, убеждая себя, что в настоящее время он не находится в России, под грозою, а в свободной земле, Франции... ...и, пришед к полковнику, сказал: «Отпустите меня! Я вам долее не слуга!» – «Как? Ты денщик: должен служить, как тебя воинский устав обязует!» – «Нет, г. полковник, теперь мы не в России, а в вольной земле, Франции, следовательно, должны ею (свободой) пользоваться, а не принужденностью!».

Полковник доложил о вольнодумце генералу. Тот назначил судную комиссию, которая «обвинила его в дерзком посягательстве сделаться свободным французом и в подговоре своих товарищей к сему в противность воинских законов, и потому мнением своим положила: его, денщика, прогнать через 500 человек один раз шпицрутенами, что было исполнено в виду французов, дивившихся нашей дисциплинарии. И этим улучшилась субординация».

Хоть автор записок и утверждает, что этот случай «небывалый в войске и в летописях истории русских войск», в другом месте он же сообщает, что по возвращении из похода русская армия недосчиталась сорока тысяч нижних чинов, «о возвратe которых Государь Александр и просил короля Людовика XVIII», однако король просьбу императора исполнить не мог «за утайкою французами беглецов, и потому ни один не возвратился».

40 тысяч невозвращенцев из армии победителей, и не дворян, а мужиков! И это несмотря на зверскую «дисциплинарию», которую в порядке вещей считали доблестные освободители России от французского ига. Мотив солдата был самый что ни на есть политический: он желал «пользоваться свободой», какую нашел лишь на чужбине.

Об этом же с возмущением писал жене в 1814 году граф Ростопчин:




Суди сама, до какого падения дошла наша армия, если старик унтер-офицер и простой солдат остаются во Франции, а из конно-гвардейскаго полка в одну ночь дезертировало 60 человек с оружием в руках и лошадьми. Они уходят к фермерам, которые не только хорошо платят им, но еще отдают за них своих дочерей.




Сам удалившийся от дел Ф. В. Ростопчин с 1814 года почти до конца жизни жил в Париже.
Вернуться к началу Перейти вниз
Админ.
Администратор
avatar

Сообщения : 9965
Дата регистрации : 2011-03-04
Возраст : 62
Откуда : Ярославль

СообщениеТема: Re: Страх перед новым и мечта о стабильности.   Сб Июл 09, 2016 4:16 am

Спасибо за рассказ, Сергей!
Вернуться к началу Перейти вниз
http://strannic.forumgrad.com
Гость
Гость



СообщениеТема: Re: Страх перед новым и мечта о стабильности.   Сб Июл 09, 2016 9:00 pm

Админ. пишет:
Спасибо за рассказ, Сергей!




http://www.liveinternet.ru/users/5272452/post394181960/

 


ПОЧЕМУ ИЛОНА МАСКА НЕ ЛЮБЯТ В РОССИИ
Суббота, 09 Июля 2016 г. 09:21


Вышло так, что миллиардер и инженер из США — не просто экономическая угроза для нашей страны. Он хуже, чем бельмо на глазу. Если провести опрос среди граждан о том, кто является главным врагом России, победит президент США. Имя — неважно. На протяжении десятилетий мы убеждены, что хозяин Белого дома — наш главный враг, который вставляет нам палки в колеса и вечно строит пакости.

Но на самом деле, главный враг России — американский инженер и бизнесмен. Сегодня наиболее ярким представителем этого племени выступает миллиардер Илон Маск, который в прошлом году признался, что его семья боится, что русские его убьют. Эти слова не надо воспринимать буквально, но они точно характеризуют отношение российской элиты к современному Томасу Эдисону. Илон Маск входит в рейтинги самых влиятельных персон, лучших бизнесменов и лучших менеджеров. Область его интересов многогранна. Это ракетостроение — первый в мире частный космический корабль Dragon на частично многоразовой ракете Falcon регулярно летает к МКС, а через несколько лет, по проекту Маска, должен отправиться к Марсу. В планах и пилотируемая экспедиция.

Это создание электромобилей — капитализация компании Tesla Motors через несколько лет может достигнуть триллиона долларов. В 2013 году Tesla по объемам продаж обогнала люксовые Mercedes-Benz S-class, BMW-7 и Audi A8. Компания Маска покрывает Америку сетью заправок Supercharger, которые со временем будут заряжаться прямиком от солнца. Это солнечные аккумуляторы для энергетики — компания Solar City опережает все мировые разработки в альтернативной энергетике.

Это информационные технологии — платежная система PayPal стала одной из самых популярных. Один из последних проектов Маска — создание космического Интернета с прямым доступом к потребителю с помощью флотилии из 4000 легких, всего по 100 кг спутников. Совокупная стоимость трех компаний Маска — Solar City, SpaceX и Tesla Motors — превышает $50 млрд. Инженер Илон Маск формирует будущее в значительно большей степени, чем любой президент. Политики чаще толкают мир назад, а Илон Маск показывает путь вперед. Зоны влияния в современном мире определяются не столько главами государств, сколько такими людьми, как Стив Джобс и Илон Маск. Беда России в том, что нам некого посадить за стол переговоров с этими людьми.

К примеру, космический Интернет сделает смехотворными барьеры, которые воздвигают государства и спецслужбы на пути распространения информации, поставит крест на телевидении и бумажной прессе, изменит социальную инфраструктуру общества. Или энергетика — Илон Маск уже объявил о создании промышленного солнечного аккумулятора Powerpack мощностью в 100 кВт. Это в три раза больше, чем потребляет за день американская семья. Два миллиарда таких аккумуляторов решат проблему перехода всей планеты на возобновляемую энергию, что нанесет сокрушительный удар по сырьевым экономикам и нефтяным компаниям. Понятное дело, Россия не приходит в восторг от разработок Маска. Безнадежно проиграв конкуренцию в области высоких технологий, наши эксперты при каждом удобном случае язвительно комментируют западные инновации. Но, как это ни обидно, для человечества идеи Маска значат больше, чем все изыскания действительных членов Российской академии наук, единственным достижением которой за последнее время стала структурная реформа.

Пока мы комментируем, Маск залпами опровергает скептиков. Первый в мире частный корабль Dragon и ракета Falcon 9 вытесняют из американской космонавтики российские «Союзы» и «Протоны». По государственным контрактам SpaceX получила $3,2 млрд — больше, чем бюджет Роскосмоса. На 2017 год запланирован первый пилотируемый полет Dragon к МКС. А для того, чтобы составить конкуренцию «Протону», надо снизить стоимость старта Dragon со $133 млн до $60 млн. При скоростях, которыми движется от успеха к успеху Маск, решение не за горами.

Миллиардер и инженер Маск — не просто экономическая угроза для России. Он хуже, чем бельмо на глазу, и больнее, чем заноза под ногтем. Годами мы говорим о необходимости рывка в высоких технологиях, подъеме науки, об инновациях и экономике знаний. Но результата не видно, что доказывает то, что высокие технологии не нужны нашей экономике, а редкие попытки инноваций отторгаются, как чужеродный орган.

Можем ли исправить ситуацию? Складывается ощущение, что мы смирились с невозможностью модернизации и ждем отмены санкций, чтобы подтянуться до современного технологического уровня. Если бы надеялись на собственные силы, не объявили бы консерватизм стратегическим курсом. Консерватизм и прогресс — две вещи несовместимые.

Впрочем, мировому технологическому уровню наша страна соответствовала лишь на коротком отрезке истории — в 1940-1970-х годах. В прочие эпохи ученый люд сталкивался с невостребованностью талантов и изобретений. Трудно найти другую страну, которая вынужденно обеспечила бы такой обильный экспорт за границу всевозможных открытий. Нарицательным для русского изобретателя является имя Кулибина, который построил для императрицы механический театр с тысячью фигур. Но главные изобретения Кулибина уехали за границу — от протезов до лифтов.

В России всегда результат научного труда был оторван от его создателя. Отсюда — униженность инженера перед денежным мешком. Отсутствие патентов даже у самых громадных предприятий, вроде «Норильского никеля» и Ракетно-космической корпорации «Энергия», привело к их приватизации за бесценок. Коммерчески удачливых Эдисонов и Гейтсов, Фордов и Нобелей в России никогда не было.

Купец Савел Дикой в «Грозе» куражился над механиком Кулигиным: «Что я тебе — ровный, что ли! <…> Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Механик предлагал совершенно очевидную вещь — громоотводы, но местному олигарху инвестиции были поперек горла. Судьба современного российского ученого мало чем отличается от страданий Кулигина. Если только ему не удастся уехать за Нобелевской премией за границу, как выпускникам Физтеха Гейму и Новоселову.

Мы самозабвенно гордимся своей сметкой и изобретательностью, но почему тогда в России людей, подобных Илону Маску, днем с огнем не сыскать? И почему в Америке удачливых инженеров тьма во все времена — Томас Эдисон, Николай Тесла, Роберт Вуд, Стив Джобс, Билл Гейтс, Пол Аллен, Владимир Зворыкин и Игорь Сикорский (ох…)

В России разработка отечественного электромобиля на средства миллиардера Прохорова сопровождалась издевками и была закрыта через пять лет мучений и терзаний. А по миру уже бегает 80 тысяч электромобилей Tesla. Многолетние попытки нашего последнего Нобелевского лауреата Жореса Алферова запустить в России солнечную энергетику результата не дали. Может, дело не в талантах, а в условиях, которые их окружают? Инноваторы уперлись головой в низкий бетонный потолок.

Наши олигархи, а по числу миллиардеров Россия на втором месте в мире, сколотили состояние на торговле недрами. И нет ни одного, кто обогатил бы мир чудесным изобретением. Не потому ли среди космических туристов на наших кораблях не было ни одного российского миллионера? Американцев — много, и каждый ставил в космосе научные эксперименты. Даже частных инвестиций в космонавтику при всех разговорах о том, что это наша национальная гордость, не наблюдается. Наши миллионеры крепко стоят на земле, цепляются за почву и витать в научных эмпиреях не желают. Лучше остаться на траве у дома…

Сегодня Илона Маска в России сочли бы белой вороной и быстро бы заклевали. Птица не из нашей стаи. И пока оснований надеяться, что у нас появится свой Иван Маск, не видно.
Сергей Лесков

P.S.
Начались тесты космического аппарата Dragon компании SpaceX. Корабль будет использоваться для пилотируемых полетов на МКС при успешном завершении испытаний.
Суть испытаний, проводимых NASA, не разглашается. Вероятно, это будут тесты на вибрацию до 100 герц, температурные испытания в диапазоне от -150 до +400 градусов по Цельсию. Обязательно будет проверена сохранность капсулы с космонавтами.
Успех по завершении тестирований сделает Dragon серьезным конкурентом российского «Союза». Америка давно стремится реализовать пилотируемые полеты. С этой целью разрабатываются Orion от Lockheed Martin и Starliner от Boeing.
Космический корабль Dragon позволяет совершать посадку на МКС и контролировать приземление. Для стыковки ему не нужна станция. На борту может находиться 7 человек.
Кроме того, Dragon – моноблочный корабль. Аккумуляторы, топливные элементы и другое оборудование возвращаются на Землю с кораблем.
Вернуться к началу Перейти вниз
Бърз

avatar

Сообщения : 4
Дата регистрации : 2012-11-26
Возраст : 45
Откуда : Варна (Болгария)

СообщениеТема: Re: Страх перед новым и мечта о стабильности.   Вс Июл 10, 2016 11:31 pm

Думаю в "нашем деле"  важны приоритеты. Встречал такое утверждение - "Главная ценность/достижение/идея в США, это *СВОБОДА*. В менталитете русского человека имеет место некое врожденное чувство покаяния, духовной не полноценности/ущербности. Мы никогда СОБОЙ не довольны."

Вспомнилось из проповеди:
 "О чем мы мечтаем? Если теща- то чтобы обязательно любила. Если начальник - то в отпуск только летом. Заходишь в магазин, а там 5 000 сортов колбасы...а денег много-много, разных- синих, зеленых, красных...лети куда хочешь. Не приведи Господь - иначе мы Его совсем забудим."
Вернуться к началу Перейти вниз
Румата

avatar

Сообщения : 331
Дата регистрации : 2016-04-23

СообщениеТема: Re: Страх перед новым и мечта о стабильности.   Вт Июл 12, 2016 1:57 pm

[ltr]По подсчетам французского инженера Шарля-Жозефа Минара, сделанным в 1869 году, в Россию вторглись не менее 422 тысяч солдат. В ходе продвижения по России численность Великой Армии менялась. Покинули нашу страну, по мнению Минара, всего 10 тысяч солдат[/ltr]


[ltr]Когда я, будучи еще подростком, соприкоснулся с русской наполеониадой, то, как и многие другие, был поражен тем, что на многие основополагающие вопросы ответов нет. Один из таких вопросов — куда исчезла Великая Армия императора Наполеона? 610 тысяч солдат перешли Неман в июне и лишь около 40–50 тысяч вернулись из России в декабре. За полгода в боях погибло около 150 тысяч, но где остальные?[/ltr]


[ltr]Признанный наполеонолог Владлен Сироткин оценил количество пленных комбатантов Великой Армии приблизительно в 200 тысяч. Из них не менее 60 тысяч перешли в подданство России — больше, чем вывел из Русского похода Наполеон. Это явление, огромное по размаху и по значению, скрыто в сумраке бездонных российских архивов.[/ltr]


[ltr]Изредка проглядывали только слабые следы огромного войска. Например, на окраине Самары в первой половине XIX века существовал топоним Французова Мельница. Там действительно была мельница, и на ней трудились пленные французы.[/ltr]


[ltr]В полярном Усть-Сысольске Вологодской губернии (нынешнем Коми-столичном Сыктывкаре) до сих пор есть пригород Париж. Его тоже вроде бы основали пленники 1812 года. Профессор Сироткин в московских архивах обнаружил след одной маленькой наполеоновской общины на Алтае. В 1816 году три солдата-француза, Венсан, Камбрэ и Луи, добровольно переселились в Бийский уезд, в тайгу, где получили землю и были приписаны в крестьяне.[/ltr]




[ltr]Очень много французов осело в Оренбургской губернии. К лету 1814 года здесь скопилось уже около тысячи пленных, в том числе уже 30 имперских офицеров. Значительную часть составляли немцы, что не удивительно: по новейшим исследованиям, почти половину армии Наполеона в Русском походе составляли немецкие части. В Оренбург в основном попали солдаты Вюртембергского 3-го конно-егерского герцога Людвига полка, который побывал в Бородинском сражении. В Оренбург был прислан командир этого подразделения, полковник граф Трухзес фон Вальдбург-Вюрцах и его адъютант, капитан Батц. Майор барон Кречмар оказался в уездном Бугуруслане. Вюртембержцам было легче: их опекала вдовствующая императрица-мать Мария Федоровна, урожденная принцесса Вюртемберская. После отречения Наполеона все пленные получили разрешение возвратиться на родину. Первыми были отправлены из Оренбурга вюртембержцы. Их король, родной дядя Александра I, стал теперь союзником России. Но к тому времени некоторые пленные комбатанты уже успели перейти в российское подданство, чему власти не чинили никаких препятствий.[/ltr]


[ltr]В конце 1815 года в Верхнее-Уральске пятеро пленных подали прошения о вступлении в российское подданство. Их звали Антуан Берг, Шарль Жозеф Бушен, Жан Пьер Бинелон, Антуан Виклер, Эдуар Ланглуа. Они были причислены к казачьему сословию по Оренбургскому Войску. Немного позже в казаки были записан еще один француз, возможно, унтер-офицер или даже младший офицер — Жан Жандр. В Оренбурге прижился молодой офицер из старинного рыцарского рода — Дезире д'Андевиль. Он стал учителем французского языка. Когда в 1825 году в Оренбурге было учреждено Неплюевское казачье военное училище, д'Андевиль был принят в штат и причислен к казачьему сословию как дворянин. В 1826 у него родился сын, уже казак по рождению — Виктор Дандевиль.[/ltr]


[ltr]Еще один пленный офицер, Жан де Макке, оказался в деревне Браешево Уфимского уезда Оренбургской губернии. Его вывез из Вятки Александр Карлович фон Фок, губернский обер-форштмейстер. И определил в воспитатели к своим сыновьям. В 1820-х де Макке, по документам уже Иван Иванович, переселился в Самару и открыл пансион для девиц. Так имперские офицеры стали родоначальниками русских семейств, род которых не угас до сих пор.[/ltr]


[ltr]Пять солдат Великой Армии были поселены в деревне Верхняя Кармалка Бугульминского уезда. Их имена известны. Правда, писари свирепо исказили иностранные фамилии: Филипп Юнкер, Вилир Сонин, Леонтий Ларжинц, Петр Бац, Илья Ауц. Скорее всего, это были вюртембергские конные егеря. Их приписали в государственные крестьяне. Все пятеро женились на местных и обзавелись семействами.[/ltr]


[ltr]Уездный город Верхне-Уральск в те годы был небольшим фортом, при нем — казачий поселок. Здесь была граница не только России, но и всей Европы. С востока и юга это пограничье тревожили набегами казахские батыры. В 1836 году началось строительство Новой Линии: от Орска до станицы Березовской. Возникла цепь новых казачьих поселений — редутов. Началось спешное наращивание численности Оренбургского Войска. Среди прочих были переселены на Новую Линию все казаки-французы с семьями. В ответ знаменитый батыр Кенесары Касимов развернул настоящие боевые действия. Война в пограничье длилась почти двенадцать лет. И седые ветераны Наполеона снова должны были взяться за оружие.[/ltr]



[ltr]В 1842-м были основаны новые редуты. Пятнадцати из них были присвоены названия по сражениям, в которых действовали оренбургские казаки.[/ltr]


[ltr]Четыре редута таким образом получили французские имена: Фер-Шампенуаз, Арси, Париж, Бриенн. Эти названия можно найти на карте Челябинской области и сегодня. Для заселения этого участка Новой Линии власти призвали всех желающих из отставных солдат и из крестьян внутренних уездов Оренбургской губернии записываться в казачье сословие. В числе добровольцев в редут Арси переселился из-под Бугульмы престарелый наполеоновский солдат Илья Кондратьевич Ауц. С ним была жена, кармалинская уроженка Татьяна Харитоновна и многочисленное семейство. В 1843 все Ауцы также были записаны в казаки. Оренбургский казак Иван Иванович Жандр, родившийся от француза и казачки в 1824 году, дослужился до чина сотника и получил землю в станице Кизильской Верхне-Уральского уезда.[/ltr]


[ltr]В земли Оренбургского Казачьего Войска входил еще один уезд — Троицкий. В городе Троицке в 1850-х годах городничим был отставной ротмистр Александр Иванович де Макке, сын наполеоновского офицера и уфимской дворянки. В 1833 году Владимир Иванович Даль случайно обнаружил на Урале казака по имени Шарль Бертю.[/ltr]


[ltr]Довольно много пленных комбатантов Великой Армии оказались в землях Терского Казачьего войска. Это были почти поголовно поляки, но и их местные жители прозвали французами. С февраля по ноябрь 1813 года одна за другой девять партий пленных солдат из польского корпуса Великой Армии были переправлены в Георгиевск (главный город Кавказской губернии). Всего пленных было около тысячи. Несколько десятков пленных из войск Великого герцогства Варшавского поступили на службу в крепости Кавказской линии. И были причислены в казаки. До недавнего времени в северо-кавказских станицах нередко встречались польские фамилии.[/ltr]


[ltr]Француз-казак Виктор Дезидерьевич Дандевиль с восемнадцати лет служил в войсковой конной артиллерии, отличился в походах на Арал и Каспий. В 1862 году полковник Дандевиль был назначен на пост наказного атамана Уральского казачьего войска и четыре года атаманствовал в Уральске. Впоследствии — генерал от инфантерии, командир армейского корпуса. Как его предки-крестоносцы, он четверть века провел в войнах против мусульман в Киргизской Степи, Туркестане, Сербии, Болгарии.[/ltr]


[ltr]В 1892 году оренбургский историк Павел Львович Юдин опубликовал первую статью о казаках-французах в двух номерах газеты «Оренбургские губернские ведомости». Через четыре года статья «Пленные 1812 года в Оренбургском крае» появилась в толстом московском журнале «Русский Архив». В 1898 году перевод этой работы вышел отдельной брошюрой во французском городе Шатодэн. В эти годы в Приуралье жили уже внуки, правнуки и праправнуки наполеоновских солдат. Юдин посчитал, что только от казака Ильи Ауца вели свой род больше сорока человек.[/ltr]


[ltr]К началу ХХ века в Оренбургском войске насчитывалось порядка двухсот казаков-французов. В станице Кизильской жил в родовом имении казак-помещик Яков Иванович Жандр. В Самаре служил чиновник по особым поручениям управления государственных имуществ, надворный советник Борис Александрович де Макке, уроженец Троицка. В Военном Совете заседал старый генерал Виктор Дандевиль (умер в 1907 году). Сын уральского атамана и внук французского офицера, Михаил Викторович Дандевиль служил в Петербурге, в лейб-драгунском Курляндском полку. Он составил историю своего полка.[/ltr]


[ltr]В ХХ веке правнуки наполеоновских комбатантов пережили крушение еще одной Империи и уничтожение еще одной великой армии — Казачьих Войск России.[/ltr]


[ltr]Редкие упоминания об оренбургских казаках-французах рассыпаны по научным трудам. Всегда о них пишут вскользь, к слову, со ссылками на статью Юдина более чем столетней уже давности. Совсем недавно я начал искать следы потомков солдат Наполеона.[/ltr]


[ltr]Одну из представительниц таковых я отыскал в апреле 2006 года в Долгопрудном. Зоя Васильевна Ауц — коренная казачка родом из бывшего редута Остроленка. Много лет назад она перебралась в Подмосковье. Мне она сказала определенно: «Да, отец говорил: мы были французы». С детства она знала, что родню ее по отцу немного чуждались все прочие жители Остроленки. Чем-то Ауцы отличались, а чем именно — неясно.[/ltr]


[ltr]Мне удалось отследить пути нескольких казачьих семейств, ведущих род от солдат и офицеров Наполеона. Потомки Жана де Макке — в Самаре, в Смоленске, в Уфе. Отпрыски военной династии Дандевиль, похоже, вернулись на родину предков — во Францию. А в Москве сейчас не менее полутора десятков семей, носящих франко-казачьих фамилии — Ауцы, Юнкеровы, Бушеневы, Жандры. Несомненно, остались казаки-французы в землях Новой Линии: сейчас это в основном земли Нагайбакского района Челябинской области.[/ltr]


[ltr]Теперь я могу уверенно утверждать, казаки-французы не только не исчезли, но и до сих пор помнят о своем происхождении.[/ltr]
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Страх перед новым и мечта о стабильности.   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Страх перед новым и мечта о стабильности.
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Странник :: Офф-топик :: История-
Перейти: