Странник

Странник

ПРАВОСЛАВНЫЙ ФОРУМ
 
ФорумПорталРегистрацияВход
Последние темы
» Разговоры мирные_2018
автор Админ. Сегодня в 6:25 am

» 50-й Псалом
автор Админ. Вчера в 7:38 pm

» Управленческая катастрофа: советский опыт убит, а западный не освоен
автор Админ. Вчера в 7:22 pm

» Россия и мир_2018
автор Админ. Вчера в 7:04 pm

» Трагедия в Грозном
автор Админ. Вчера в 3:46 pm

» Госдума готовит самый репрессивный закон против СМИ
автор Админ. Пт Май 18, 2018 12:00 pm

» Михаил Поляков. Путин возвращается к внутренней политике: каких перемен ждать стране?
автор Админ. Чт Май 17, 2018 11:57 am

» КРЫМНАШ
автор Админ. Чт Май 17, 2018 11:53 am

» ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ
автор Админ. Чт Май 17, 2018 6:02 am

» Основные молитвы православных христиан на английском языке
автор Ksertoo Ср Май 16, 2018 12:05 pm

Православный календарь



Поделиться | 
 

 На перекрестках импортозамещения

Перейти вниз 
АвторСообщение
Админ.
Администратор
avatar

Сообщения : 10588
Дата регистрации : 2011-03-04
Возраст : 63
Откуда : Ярославль

СообщениеТема: На перекрестках импортозамещения   Пт Дек 11, 2015 2:36 pm


Мы исконно пребываем в тренде «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Вот ударила кризисно-санкционная молния и высветился наш очередной экономический «перекрёсток» – импортозамещение. Оно особенно значимо для главной кормилицы отечественного бюджета – нефтегазовой промышленности.
Два с лишним года назад председатель совета Союза нефтегазопромышленников России, председатель Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Юрий Шафраникутверждал: «Чтобы сохранить имеющиеся позиции по добыче чёрного золота, необходимо заменить как минимум 1000 устаревших буровых установок и добавить к ним ещё 1000 новых. Конечно, на это требуются немалые деньги. Тем не менее нам жизненно необходима обвальная замена буровых установок и соответствующей инфраструктуры».
С желаемым «обвалом» по-прежнему большая напряженка. Вот заместитель директора Уралмаш НГО Холдинга АндрейГеоргиеш рапортует, что специалисты предприятия собирают 40 буровых установок ежегодно. Но в сентябре прошлого года «КоммерсантЪ» сообщал, что «Уралмаш НГО Холдинг производит около 30 БУ в год… Пока нас спасает импорт. В начале 2000-х поставки импортных БУ были единичными, к 2006 году доля импорта в продажах составила более 40%, сейчас – более 70%».
Кстати, до распада СССР Уралмаш производил в год около 300 буровых установок. Причем наши установки закупали западные буровые компании, их использовали для освоения стратегической сырьевой базы – полуострова Ямал. Теперь пусть даже 40 уралмашевских станков – это преимущественно «железо» с импортной начинкой.
Но Андрей Георгиеш не сдается: «Нам удалось заменить американские и немецкие контроллеры на российские, это наша разработка. Проходит испытания и аналог системы очистки. Если они завершатся успешно, к концу 2017 года мы полностью реализуем программу импортозамещения комплектующих для подобной буровой установки. Это будет первая отечественная буровая в России».
То есть полная программа импортозамещения коснется одной установки через 2 года, если повезет…
В СМИ победных реляций о стремительном импортозамещении во всех отраслях «народного хозяйства» – пруд пруди. Серьезных размышлений на эту тему – единицы. Обратимся к ним.
Виктор Красильщиков, доктор экономических наук, зав. сектором ИМЭМО РАН: «Во-первых, импортозамещение не может быть полноценным и успешным без ликвидации олигархических структур, без обуздания сырьевых монополий, которым индустриализация в лучшем случае нужна для обслуживания собственных интересов. Во-вторых, нельзя надеяться не только на реиндустриализацию, но и на простое импортозамещение, имитирующее чужие достижения, если не начать ликвидировать обширную внутреннюю периферию – опору культурной и политической архаики. Другими словами, не будет никакой новой индустриализации России, не говоря уже о прорывах в постиндустриальный мир, без повышения уровня и качества жизни в малых и средних городах, без создания там рабочих мест, без выверенной социальной политики, которая отнюдь не сводится к раздаче жалких пособий и пенсий за счет нефтегазовой ренты. А это предполагает очень серьезные институциональные перемены».
Хафиз Миргалимов, депутат Госсовета Республики Татарстан: «Российская экономика находится в упадке. В прошлогоднем послании говорилось о необходимости вырваться из ловушки нулевых темпов роста, снижении инфляции, увеличении ВВП, снижении издержек бюджета, осуществлении реального импортозамещения. А что реально сделано за год? Ответ дает статистика: ситуация не только не улучшилась, ситуация значительно ухудшилась».
Владимир Гутенев, первый зампред Комитета ГД по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России: «В международном рейтинге “Глобальный индекс инноваций” мы занимаем место в 8-й десятке между Мексикой и Иорданией.
Неопределенность финансово-кредитной политики, которая сегодня в своей основе не ориентирована на поддержку промышленного развития, недостаточная эффективность отечественного рынка научно-технических разработок… Несмотря на то, что мы занимаем третье место в мире после США и Японии по количеству специалистов, которые работают в сфере научно-технических изысканий, реальных разработок крайне мало. Необходим анализ, почему так много людей занимается научными изысканиями и столь низка их результативность».
Александр Ивашкин, председатель некоммерческого партнерства «Лига финансовых институтов»: «В 2015 году в крае (Приморском. – Прим. ред.) закрывались торговые сети, уходили розничные банки. Частные компании в вялотекущем режиме перестали вкладывать средства в местное производство. В сегменте кредитования юридических лиц спад продолжается – остаток ссудной задолженности предприятий уменьшается. Здесь следует отметить, что данная тенденция вызвана не проблемами в банковском секторе (деньги в банковском секторе есть), а снижением инвестиционной активности со стороны приморских предприятий. Ряд отраслей края переживает не лучшие времена. Все это указывает на то, что приморская экономика не получила до сих пор толчок к развитию от импортозамещения. Кроме того, это означает, что мы стоим у входа “экономической зимы”. Говоря обычными словами, мы вступили в такой период, в котором зыбкий спрос уже не будет расти, он постепенно замедлился (или пошел в минус?)».
Даниил Кириков, эксперт ТАСС, управляющий партнер Kirikov Group: «В долгосрочной перспективе реализовать конкурентное преимущество не позволит монополизированность экономики. Доля малого и среднего бизнеса составляет лишь 20%, что в 2,5 раза меньше, чем в развитых странах. Поэтому с уверенностью можно сказать, что никакое импортозамещение сейчас России не грозит. Чтобы серьезно повлиять на рост доходов бюджета, оно должно быть всеобъемлющим. Но ограничение конкуренции с импортом приводит лишь к снижению качества продукции и доходов.
Импортозамещение – скорее красивое слово, чем реальная стратегия. К счастью, тупиковость этого пути понимают в правительстве. Но во власти немало сторонников решительных мер по ограничению импорта. Остается лишь надеяться, что здравый смысл все же возобладает».
«Стране задача импортозамещения по плечу, – убежден Юрий Шафраник. – Но необходимы отмобилизованность, сконцентрированность и координирующая роль председателя правительства России. Не ниже. И тогда половину средств на перевооружение нефтегазового комплекса мы сможем направить на наши машиностроительные предприятия, привлекая к работе и находя эффективные формы сотрудничества с западными и китайскими компаниями, которые продвинуты в данной сфере.
Это в первую очередь относится к ситуации на сервисном рынке. Ее можно изменить прежде всего при условии выделения и специализации нефтегазового сервиса. Такой механизм обеспечивает кратное повышение эффективности добывающих компаний. А профессиональные сервисные предприятия будут успешно развиваться сами, содействуя развитию отечественного машиностроения, поскольку сервис должен быть главным заказчиком оборудования и технологий».
Суммируя приведенные доводы, можно сказать, что потенциал развития нашей экономики ещё не иссяк, но пока мы стоим на перекрестке с заглохшим двигателем политической воли.

Владимир Лесной,
специально для ТПП-Информ
Вернуться к началу Перейти вниз
http://strannic.forumgrad.com
 
На перекрестках импортозамещения
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Странник :: Офф-топик :: Экономика-
Перейти: